Отправной точкой при формирования нового пространства (причём, точкой буквальной) послужил курьёзный экспонат «Блоха тульская подкованная». Это – миниатюра, сделанная токарем-умельцем Николаем Алдуниным в 2002 году по мотивам известного литературного произведения (правда, в данном случае экзекуции подковывания подверглась реальная блоха). «Левша» – самая цитируемая вещь Николая Лескова, которому удалось зафиксировать национальную картину мира, насытить повествование воздухом отечественного бытия, создать, по сути, новый миф.
Стратегия «Нимфозориума» предполагает изучение и интерпретацию текста и контекста «Левши» средствами современной культуры, приглашение к тщательному прочтению и непредвзятым размышлениям о его замысле. Музей планирует отказаться от классической постоянной экспозиции, предложив посетителям пространство-трансформер, в котором вокруг центрального экспоната – подкованной блохи – будут разворачиваться новые истории-выставки.
Таинственность, странность, ироничность, артистизм представляются самыми подходящими «ключиками» для концептуального решения будущих выставок и нового музея в целом.
Художественный проект «Нимфозориума» выполнен российским архитектором Евгением Ассом.