28 мая 2024 года в культурно-выставочном комплексе «Л. Н. Т.» (Тула, ул. Металлистов, 25) состоится открытие выставки «“Три мушкетера” или Леопольд Сулержицкий». Это совместный проект музея-усадьбы «Ясная Поляна» и Музея МХАТ (Москва). Выставка пройдет в рамках проекта «Музейное лето в Туле – 2024».
Выставка расскажет о трех важных этапах жизни и творчества выдающегося театрального деятеля Леопольда Сулержицкого (1872–1916): работе в Московском художественном театре, руководстве Первой студией Художественного театра, общении и дружбе со Львом Толстым. В экспозиции будут представлены эскизы декораций к спектаклям, рукописи, письма, фотографии, макеты, шаржи из коллекции Музея МХАТ, а также предметы из фондов яснополянского музея.
«Выставка “Три мушкетера” или Леопольд Сулержицкий” станет третьим совместным проектом музея-усадьбы “Ясная Поляна” и Музея МХАТ. Музеи начали сотрудничество в 2022 году, когда в “Л. Н. Т.” была показана выставка “Станиславский. Рождение легенды”. Год спустя в тульском филиале “Ясной Поляны” открылась экспозиция “История одной страсти. “Анна Каренина” в МХАТе”», – говорит директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.
Человек поразительной судьбы, Леопольд Антонович Сулержицкий прожил всего 44 года, но успел воплотиться в самых разных ипостасях. Его биография разнообразна и увлекательно неожиданна: он был художником и моряком, режиссером и садовником, писателем и водовозом, театральным педагогом и устроителем подпольной типографии РСДРП.
О его сближении с Художественным театром слагались легенды. Познакомившись с театром, Сулержицкий поначалу не думал о нем как о месте, где мог бы работать сам – боялся, что театр уведет его от жизни. И лишь осенью 1906 года он появился на репетициях спектакля «Драма жизни» как режиссер и помощник Константина Станиславского.
«Л. А. Сулержицкий для Художественного театра – человек такой же незаменимый, как К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, А. П. Чехов, С. Т. Морозов и все деятели, которые стояли у истоков нового театра.
Первая студия, театральная педагогика, работа над знаковыми для МХТ спектаклями “Жизнь Человека”, “Драма жизни” и “Синяя птица”, “Гамлет”… Все это было огромным вкладом в развитие Московского Художественного театра, об этом важно помнить. “Милый Сулер”, так к нему обращались в театре все, кто знал Леопольда Анатольевича лично – и это говорит о многом. Скромный, талантливый, он умел уходить в тень ради общего дела. Этические принципы Сулержицкого находили отражение во многих постановках того времени. Его вера в преображающую силу искусства заражала, а стремление к углубленному, сосредоточенному существованию в театре внутренне соответствовало изначальным установкам МХТ», – рассказывает директор Музея МХАТ Софья Грачева.
Возглавив знаменитую Первую студию Московского Художественного театра в 1912 году, Сулержицкий сыграл решающую роль в формировании таланта Евгения Вахтангова, Михаила Чехова, Серафимы Бирман, Софьи Гиацинтовой – той мощной плеяды актеров, ставших впоследствии гордостью отечественного театра.
Со Львом Толстым Сулержицкий познакомился благодаря его дочери Татьяне, с которой вместе учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сулержицкого, или как нежно называл его Лев Николаевич, «Сулера», стали величать «толстовцем». Толстой же однажды сказал о нем: «Ну, какой он толстовец? Он просто – “Три мушкетера”, не один из трех, а все трое». Эти слова необычайно точно подчеркивают яркую индивидуальность Леопольда Антоновича.
Открытие выставки состоится в 15:00. Экспозиция будет работать до 25 августа 2024 года.