Загадки названия
Село Теплое упоминается в летописях с 1797 года. Его расположение уникально. Наши предки предпочитали обычно селиться по берегам рек или озер, а это село стоит на возвышенности. Историки объясняют это тем, что издавна здесь проходил знаменитый муравский шлях, который тянулся из приазовских степей в центр Московии.
Название села по одной версии происходит от фамилии помещика Теплова, по другой – на этом месте в стародавние времена стоял трактир и гостиница, где путники всегда находили теплый кров и еду.
Когда-то князь Голицын и помещик Смидович переселили сюда своих крепостных крестьян. Поэтому уже в 1850 году в Теплом было две слободы: Голицынская и Смидовская.
С 1855 года через село проходит шоссе Москва – Воронеж. Но особенно значение Теплого возросло с открытием движения на участке Смоленск — Козлов (Мичуринск) Сызрано-Вяземской железной дороги (конец XIX в.).
Раёво-райское местечко
В селе Раево Тёпло-Огарёвского района находится самая высокая точка Средне-Русской возвышенности — 293 метра над уровнем моря. Здесь в XIX веке была возведена пятиглавая церковь Богоявления Господня, с 30-метровой колокольни которой, по легендам, в ясную погоду можно было разглядеть маковки тульских церквей. Строительство церкви осуществлялось за счет пожертвований прихожан и местных помещиков В.И. Железнякова и Е.И. Арсеньевой.
Церковь закрыли в 30-х годах прошлого века. Заросла травой дорога. Сейчас о былой красоте храма на макушке Серединной Руси можно только догадываться по остаткам великолепной росписи на стенах...
Богоявленская церковь является историческим памятником и редким образцом русской культовой архитектуры.
При посещении Раёво возникает ощущение, что наши предки точно знали, где находится ближайшее в Богу место....
Герб района
Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности Тёпло-Огарёвского района.
Язык пламени аллегорически указывает на название центра района - село Тёплое, делая таким образом герб гласным. В геральдике такой приём при создании герба считается классическим.
Район находится на наиболее высоком месте Средне-Русской возвышенности, что отражено дугообразным делением щита.
Районный центр - село Тёплое возникло на месте прохождения знаменитого Муравского шляха. Отсюда, где стоит Тёплое, расходились два тракта: Ливенский и Воронежский, аллегорически показанные на гербе специальной фигурой - стропилом.
Транспортные артерии всегда играли особую роль в жизни района: сначала это были тракты, а в конце XIX - начале ХХ столетия на смену им пришла железнодорожная линия Данков - Смоленск. В гербе об этом говорит изображение колокола. Небольшие колокола постоянно использовались как ямщиками, так и на железной дороге. В геральдике колокол - символ духовности, уважения, гармонии.
Снопы колосьев символизируют сельскохозяйственную направленность развития экономики района, а золото - символ урожая, богатства и стабильности дополняет композицию герба района.
Серебро в геральдике - символ чистоты, мира и взаимопонимания.
Червлёный (красный) цвет символизирует мужество, труд, красоту, силу.
Лазоревый (синий, голубой) - символ чести, достоинства, возвышенных устремлений, верности.
Приметы новой жизни
В 1924 году было проведено районирование Тульской губернии. Образованный Тёпло-Огарёвский район первоначально был отнесён к Плавскому уезду.
В 1925 году он состоял из 12 сельсоветов.
В 1926 году в центре района – селе Тёплое – было 156 хозяйств крестьянского типа, 89 хозяйств других направлений. Население насчитывало 1062 человек.
В селе Большое Огарёво имелось 314 хозяйств крестьянского типа, 6 прочих, при населении в 1758 человек.
Индустриализация страны обошла Тёпло-Огарёвский район стороной, он всегда оставался сугубо аграрным.
С момента своего образования и вплоть до начала 40-х годов прошлого века район состоял из мелких колхозов и совхозов. Накануне Великой Отечественной войны население района составляло 25 тысяч человек. Аграрный сектор представляли 118 колхозов и совхозов.
Во время Великой Отечественной войны с 7 ноября по 18 декабря 1941 года Тепло-Огаревский район находился в немецко-фашистской оккупации. За освобождение района смертью храбрых пали 1252 советских воина. Они захоронены в семи братских могилах, за которыми постоянно ухаживают местные жители..
В Красную Армию призваны или ушли добровольцами около 5 тысяч теплоогаревцев. 3 тысячи из них не вернулись назад домой.
Многие фронтовики за боевые заслуги награждены орденами и медалями, а восьми из них – Попову В.И., Буйнову Н.И., Данилову П.А., Еремушкину В.А., Семину С.В., Зиновьеву Н.И., Кузнецову Т.П. и Митрохину В.Б. присвоено звание Героя Советского Союза. А Федоров В.У. стал полным кавалером ордена Славы.
Сегодня Тёплое — современный населенный пункт. Имеются музыкальная и две средние общеобразовательные школы, Центр культуры и досуга, развита торговая инфраструктура.
В Центре культуры и досуга 12 лет работает детский народный театр, при музыкальной школе — хореографический ансамбль, создан краеведческий музей.
Действуют два храма: Свято-Иверский (пос. Тёплое) и Успения Божьей Матери (с. Нарышкино).
В декабре 2005 года открыт Свято-Никольский целебный источник в деревне Варваровка.
Подвиг Нюры
В мае 2015 года Тёплое посетил всемирно известный поэт Евгений Евтушенко, чтобы провести авторский вечер в стенах Свято-Иверского храма. Приезд не был случайным. Его няня – Анна Никитична Маркина – была уроженкой Тёпло-Огарёвского района. Поэт приезжал к ней даже из далекой Америки. Нюра, так называл её Евгений Евтушенко, во время войны в селе Теплом смогла укрыть иконы из разрушенного храма в своей избе. Так её дом стал местом частых молитв. После восстановления храма все иконы она отдала обратно. Она считается местной святой, хотя это и неофициально. Храм теперь называют Нюриным. Так же называются и стихи Евгения Евтушенко - «Нюрин храм».
На проведение творческого вечера в Свято-Иверском храме было дано благословение епископа Белевского и Алексинского Серафима и митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.
24 мая 2015 года в День славянской письменности состоялось первое в истории выступление поэта в православной церкви. Там же впервые прозвучали стихи «Нюрин храм».
Вот они:
Памяти Анны Никитичны
Маркиной – моей няни
Спасибо моей няне Нюре
за то, что я – в литературе.
Е.Е.
За полем за гречишным,
мне и в Нью-Йорке слышном,
на кладбище непышном
в прореженном леске
крест свежий, не понурый
над моей няней – Нюрой
стоит на глине бурой,
не жалуясь Москве.
Я по наказам Нюры
не распускаю нюни.
Хотя ее не раз
цепами жизнь дробила,
людей она любила,
но это молча было
или словами глаз.
Она с немою грустью
была той редкой Русью,
что, словно дурновкусью,
не верит в плач и стон.
Грех жаловаться Богу
немножко и помногу,
выклянчивать подмогу,
когда так занят Он.
В те годы воровские
бес обуял Россию,
и сани расписные
внушали страх в конях,
и лопались подпруги,
когда энкавэдюги
сквозь посвист ведьмы-вьюги
везли горой в дерюге
иконы на санях.
Но Анна свет Никитишна,
святых в беде не кинувши,
в своей избе, как в Китеже,
спасала их на дне.
Хоть и боясь милиции,
а к Нюре шли молиться
на лики – не на лица
всех лжесвятых в стране.
Изба, скрипя спросонья,
как тайная часовня,
была полна молитв.
Иконы были кротки,
как родственников фотки,
и здесь не драли глотки –
шептали, что болит.
Быстрее, чем законы
и наша совесть к нам,
все Нюрины иконы
вернулись в Божий храм.
Все свечи воспылались,
и граф-яснополянец,
как призрак-оборванец,
приходит к Нюре сам.
Он, даром, что ученый,
от церкви отлученый,
а здесь родно ему.
Ведь в церкви этой Иверской
Мать Божия – не вывеска.
Она – в своем дому.
За Тулой, Тулой, Тулой,
за речкой снулой-снулой
и за избой сутулой,
где больше Нюры нет,
в кирпичном сельском храме
в любой иконной раме
есть, Нюра, твой портрет.
Глаза моей России
тяжело-голубые,
а пальцы все пустые –
не проблеснет кольцо.
Боль взгляда неутешна,
и слабая надежда,
но сильное лицо.
Еще живет, не злобясь,
застенчивая доблесть.
Мерцает Нюрин образ
сквозь образа святых.
Смиренье богоравно,
когда оно неявно,
без нимбов золотых.
Святые мыслят здраво –
имеет Нюра право
просвечивать сквозь них.
Главней образованья –
быть равной с образами
и говорить глазами
не “Пожалей меня!”,
а “Пожалей Россию!”
сквозь Бога, сквозь Марию,
сквозь Пантелеймона.
Гречиха, ах, гречиха,
сквозь горе и сквозь лихо
ты шепчешь, но так тихо,
что непонятно нам...
Хотя мы не святые,
грех – наследить в России...
Россия – Нюрин Храм.
Тепло-Огаревский район Тульской области – Талса, Оклахома
Ими гордятся тёплоогарёвцы
Немало замечательных людей взрастила тепло-огаревская земля, талант которых был целиком отдан служению Отечеству.
Это прежде всего Павел Иванович Левицкий - известный ученый-лесовод, замечательный мастер агролесомелиорации, работавший на тепло-огаревской земле в конце XIX - нач. XX вв. Под его руководством на распашных землях созданы зеленые насаждения в урочищах «Каменный», «Горелый», «Дегтивное», «Липовый».
С районом связано начало жизни декабриста Николая Алексеевича Чижова (1799-й или 1803-1848).
Здесь родился один из видных деятелей советского государства Николай Алексеевич Вознесенский, заместитель И.В. Сталина, сумевший в суровых условиях жесточайшей войны с немецко-фашистскими захватчиками наладить бесперебойный и нарастающий выпуск военной техники и боеприпасов, что, в конце концов, переломило ход сражений в пользу СССР.
На тёплоогаревской земле жили сестра выдающегося поэта и дипломата А.С. Грибоедова, народный артист РСФСР Г.Г. Тараторкин, поэтесса Е. Картавцева.
Литература:
1. Край наш Тульский. Тула, 2007.
2. Тульские древности. Тула, 1995.
3. Атлас Тульской области. Тула, 1996.