Никольский храм в Кочаках - один из древнейших в Тульской епархии. Его история уходит в далекое прошлое православной Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившейся три столетия назад на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Икону взяли в расположенное неподалеку сельцо Ясная Поляна, но она вновь явилась стоящей на прежнем месте, где и был построен храм в честь святителя Николая. Икона получила название «Никола на кочке», местность – Кочаки; ручей, протекающий невдалеке – Кочак.
Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала Церкви, селения не было. На картах и в документах XVIII в. это место обозначено как погост Кочаки, что значит церковь, расположенная в стороне от села, с кладбищем и прилегающим двором причта. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и о его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен.
Дошедшие до нас архивные материалы говорят о том, что с этими дворянскими фамилиями связана дальнейшая перестройка и обновление храма. В 1759 г. Ирина Лукинична Карцева-Родилова, правнучка одного из первых владельцев сельца Ясная Поляна Степана Григорьевича Карцева, которой в то время принадлежала часть Ясной Поляны, пристроила к трапезной части каменную церковь-придел во имя святого великомученика Иоанна Воина. Тем самым она исполнила волю своего умершего мужа лейтенанта морского флота М. Ф. Родилова, получившего еще при жизни, 7 июля 1757 г., грамоту от архиепископа Каширского и Коломенского Порфирия на устроение нового придела. Ко второй половине XVIII века относится и строительство каменной стены, ограждающей храм и кладбище около него. В 1856 году церковь имела следующий вид: « … зданием каменная…, по стенам окрашена желтою краскою, пол каменный, крыша железная и таковые же главы окрашены медянкою, кресты деревянные, обиты белой жестью.
Престолов в ней два: Первый настоящий холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в приделе же во имя Святого Мученика Иоанна Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса с четырьмя колоколами, – из коих один весом пятьдесят семь пуд тридцать два фунта, второй десять пуд, третий два пуда и четвертый один пуд. Окон с железными решетками тринадцать, а вверху два без решеток; – Три двери западные, южная и северная, все двери железные с таковыми же запорами, крючьями и вислыми замками <…> Алтарь от настоящей церкви отделяется капитальною каменною стеною с тремя в оный входами, и самый алтарь разделяется на три части двумя арками».
В 1864г. священнослужители о. Михаил Мерцалов, о. Николай Иванов, диакон Михаил Успенский, диакон Федор Никольский, а также церковный староста крапивенский купец 2-ой гильдии Андрей Кириллович Бруханов и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. В своем прошении они объясняли, что «по малому объему …церкви … всегда терпели стесненность при Богослужениях, вследствие чего все единодушно изъявили желание сломать всю трапезу церкви с ее приделом, также и колокольню, как ветхую…».
Попечительницею прихожан при ремонте храма была жительница деревни Колпна Александра Павловна Артюхова, получившая на год сборную книгу. Но денег прихожан и церкви оказалось недостаточно для окончания ремонта. Завершение его стало возможным только благодаря пожертвованиям правнуков похороненного у храма Исаака Парфеньевича Хомякова: Агриппины Васильевны Хомяковой– Булаевой (1812-1893) и ее брата крапивенского помещика Александра Васильевича Хомякова (1814-1885). Во время этого ремонта прежнюю трапезную сломали и построили новую, более просторную. На пожертвования Александра Васильевича Хомякова устроили новый предел в честь святого благоверного князя Александра Невского.
30 августа 1866 года состоялось его освящение по благословению епископа Никандра. В алтаре вместо низких свод воздвигли более высокие; арку в Царских вратах пробили и значительно увеличили, также увеличили все три алтарные двери, пол подняли на полметра.
К 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: главный во имя святителя Николая, слева во имя святого мученика Иоанна Воина и справа во имя святого благоверного князя Александра Невского. Отапливался храм двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах было устроено крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.
Построили также новую каменную колокольню, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына (Александра Васильевича Хомякова) Наталья Алексеевна Корякина – Хомякова указывая, что «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…».
В 1891–1892гг. в храме вновь проводился ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил Тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков. Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме, Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежавшего отдельным церквам и монастырям», выделяет икону Ахтырской Божией Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750 г., местночтимую икону святителя Николая Чудотворца; также Евангелие напрестольное 1774 г. в окладе 1779 г., Евангелие напрестольное 1757 г., кадило серебряное в виде церкви начала XVIII в.
В 1888г. Агриппина Васильевна Хомякова-Булаева рядом с церковной оградой построила каменную церковно – приходскую школу на деньги, положенные ей как взнос при вступлении в Тульское епархиальное братство во имя святого Иоанна Предтечи. Затем с 1893-94 учебного года школа содержалась на средства Епархии. Здание этой школы сохранилось до наших дней. В 1892 г. на средства государственного Казначейства при храме была построена еще одна церковно – приходская школа, деревянная, с железной крышей, на кирпичном фундаменте; на ее содержание деньги выделялись из Крапивенского Земства по 140 рублей, от крестьян Ясной Поляны по 60 рублей в год.
14 октября 1891г. открыли церковно-приходское попечительство, занимающееся сбором денежных средств. При церкви имелось три десятины усадебной земли и семьдесят девять десятин пашенной и сенокосной. Владели землей и обрабатывали ее священнослужители, имеющие на ней свои дома. Кроме того, на церковной земле стоял построенный в 1881 г. на каменном фундаменте под железной крышей деревянный одноэтажный церковно-причтовый дом, занимаемый священниками.
У храма находится старое кладбище. Могилы дворян Карцевых, похороненных у стен первозданного храма, в связи с его расширением на протяжении XVIII–XIX столетий оказались под храмом, о чем свидетельствуют надгробные плиты в фундаменте храма. У самого входа в храм был фамильный склеп дворян Хомяковых, в котором похоронена А. В. Хомякова-Булаева (1812–1893) и ее родители В. В. Хомяков (ум. в 1814) и Н. А. Хомякова (ум. в 1850). В восточной части кладбища у алтаря потомками старинного русского рода графов Толстых был также устроен фамильный склеп. В нем похоронены родители писателя Л.Н. Толстого графиня Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская (1790–1830), граф Николай Ильич Толстой (1794–1837), граф Дмитрий Николаевич Толстой (1827–1856). В склепе Толстых на западной стороне стены находилась икона Божией Матери «Трех радостей» (размером 60х40 см), в желтой деревянной раме старого письма, но в ночь с 1 на 2 ноября 1938 г. была похищена, и в настоящее время нахождение ее неизвестно. Рядом со склепом – могилы жены писателя Софьи Андреевны, их детей, умерших в детском возрасте, родных и близких.
Погост в Кочаках является единственным семейным некрополем Толстых.
В годы советской власти Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей Святой Руси – он был закрыт. К сожалению, в архивах не удалось выявить документов о точной дате, но по свидетельству прихожанки храма Татьяны Гришиной, это был 1935 год.
После закрытия в храме устроили колесную мастерскую, сорвали кресты; в алтаре престола в честь святителя Николая установили горн, для постройки которого употребили плиты с пола и ступеней алтаря. Сломали иконостас, беспорядочно в кучу сложили иконы. Сломали склеп благотворителей храма Хомяковых, их могилы засыпали битым кирпичом. Долгих одиннадцать лет не совершались Богослужения. 18 апреля 1941г. решением Облисполкома за № 26-19 были прекращены работы по переоборудованию храма под колесную мастерскую, но его восстановление началось лишь после того, как 12 сентября 1946 г. он был вновь возвращен верующим. Настоятелем был назначен священник отец Александр Князев.
В 1951 – 1953 годах настоятелем храма был архимандрит Макарий (Кобяков), положивший много трудов и старания на дальнейшее благоукрашение храма устройство дорожек около него. При батюшке Макарии перед храмом был устроен цветущий сад.
С 1955 года, более тридцати лет, настоятелем храма был о. Георгий Степанов, продолжавший сохранять, украшать храм, возделывать сад, расцветший при батюшке Макарии. В 1988 году при настоятеле отце Сергии Зуеве (1988–1993 гг.) московский иконописец Александр Чашкин совместно с Владимиром Литвиновым, Юрием Черкасовым и Михаилом Типяковым, сохранив отдельные фрагменты старинной росписи, выполнили роспись храма в стиле старой церковной живописи. В марте 1995 года настоятелем храма был назначен отец Николай Пикуза, до июля 2002 года несший труды по дальнейшему сохранению храма, ремонтируя трапезную, кровлю, фасад. В трудные 90 – е годы, когда не доставало самых необходимых продуктов питания, батюшка Николай проявлял трогательную заботу о своих прихожанах. А в проповедях – наставления о спасении душ, покаянии.
С июля 2002 года по настоящее время настоятель протоиерей Игорь Корейша продолжает работы по благоустройству храма, территории около него. В.Н. Уклеин, описывая церковь, сожалеет о неграмотных и глупых изменениях, внесенных в архитектуру храма. Вот как он описывает: «План храма отвечает древним русским традициям к наиболее высокому двухсветному объему, являющемуся собственно церковью, примыкает с востока более низкая апсида, а с запада – трапезная и за нею невысокая колокольня.
Кочаковская церковь поражает своей миниатюрностью, площадь ее основного высокого объема составляет всего 46 кв.метров. Чтобы увеличить вместимость церкви, она соединена с так называемой трапезной. Последняя вдвое шире церкви и более чем в три раза превосходит ее по площади. В церковь ведут три входа. Восточная стена алтаря, прямолинейная с внутренней стороны, разделена на фасаде на три слегка выпуклых поля, как бы имитируя трехчастную композицию апсид, традиционную в русском зодчестве.
Значительно более серьезные искажения были внесены во внешний облик храма. Широкая лента главного карниза с непрерывным рядом декоративных нишей и консолек опоясывает все здание, украшенное по углам строенными тонкими колонками, так называемыми «дудочками», отделенными друг от друга кирпичным «гребнем». Этот декоративный прием очень характерен для XVII века.
Неотъемлемым и очень эффективным элементом декоративного убранства храма является и надкарнизный пояс из крупных кокошников с килевидным завершением. На глади стен – два ряда окон с пластичными наличниками. Но в форме оконных проемов и в рисунке наличников уже проглядывается рука, чуждая духу древнерусского искусства.
Не вызывает сомнений, что площадь оконных проемов была значительно увеличена, что вчленение полукруглой части окон в композицию наличника подверглось искажению. Над главным объемом церкви был возведен несуразный, какой-то пузыреобразный граненый купол, крытый оцинкованным железом. В замке свода- глухой граненый барабан и над ним приплюснутая, тоже граненая главка.
В конце прошлого столетия плоскости стен между выступающими декоративными элементами были обшиты листовым железом, просуществовавшим до конца 1940-х годов»