До сих пор скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» является одной из самых известных в мире. Изображение скульптуры есть на монетах, медалях, почтовых конвертах и марках, на эмблеме российской киностудии «Мосфильм».
Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Б.М. Иофану, который работал над проектом советского павильона для Всемирной выставки в Париже 1937 года. У него ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И.Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».
На лучший проект главной скульптуры советского павильона в Париже был объявлен конкурс и его выиграла В.И. Мухина.
Кто же позировал ей для скульптуры? Или это был собирательный образ?
Поиск натурщиков оказался весьма непростым делом.
На репетиции физкультурного парада в Парке культуры и отдыха Мухина увидела Сергея Владимировича Каснера, ехавшего на высоком постаменте с Серпом и Молотом в руках. Он и стал одним из прообразов Рабочего.
Для героя с молотом Мухиной также позировал профессиональный натурщик студии художника Юона Игорь Степанович Басенко. Его балетную карьеру оборвала травма, и он нашел себя в качестве модели.
В интервью газете "Комсомольская правда" Игорь Басенко вспоминал, что с него Мухина лепила только фигуру: "Голову делали не с меня. Мухиной же требовалось что-то такое мужественное, пролетарское. Поэтому она пригласила, кажется, метростроевца".
А метростроевец — это Сергей Владимирович Каснер, который был борцом, участником чемпионатов Москвы и ВЦСПС. Он добровольцем пошел строить метро, работал проходчиком, выполнял план на 300 процентов.
Так же случайно Вера Мухина повстречала на улице Анну Богоявленскую, которая работала на телефонной станции. Вера Игнатьевна уговорила ее прийти в мастерскую на Арбат попозировать.
Анна Богоявленская не могла понять, почему взгляд Веры Мухиной остановился тогда именно на ней – пухленькой, с отнюдь не классическим телосложением. Неужели во всей Москве не нашлось для ее работы настоящей русской красавицы, такой, какой, например, была ее подруга Эльза. Ей Богоявленская и передала оставленный скульптором номер телефона мастерской.
Но Эльза почему-то на роль натурщицы не подошла.
Мухина проявила настойчивость и, в конце концов, убедила Аню «исполнить роль главной Колхозницы страны». Так девушка и стала душой памятника.
Первоначально «Рабочего и колхозницу» изваяли в обнаженном виде. Однако комиссар советского отдела парижской выставки настоятельно рекомендовал «одеть» статую, что оказалось тяжелым делом в прямом и переносном смысле. Только нижняя часть огромной юбки колхозницы составляет 13 метров в длину и шесть в ширину. Вес 20-метрового шарфа статуи - пять тонн.
Скульптура «Рабочий и колхозница» побывала на Всемирной выставке в Париже и стала ее главной достопримечательностью.
После закрытия Всемирной выставки французы хотели приобрести скульптуру и даже собирали для этого деньги. А вот на демонтаж у французских властей средств не нашлось. Пришлось советским представителям нанимать случайных людей, которые за 123 рубля 73 копейки грубо разрезали автогеном «Рабочего и колхозницу» и как металлолом свалили на железнодорожные платформы. В результате вся стальная оболочка оказалась помятой. В сохранности довезли лишь голову колхозницы и руку рабочего. Вере Мухиной почти в одиночку пришлось восстанавливать свое детище и делать памятник практически заново. На это у нее ушло около двух лет.
Потом скульптура встала на высокий постамент у главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, позднее – ВДНХ, теперь ВВЦ).
А как сложилась жизнь натурщицы, запечатленной навечно Колхозницей? Во многом она повторила судьбу большинства из своего предвоенного поколения.
Замужество Богоявленской в начале 40-х годов было коротким. Как только началась война, муж ушел на фронт.
Ее крохотной дочурке было всего четыре месяца, когда пришла похоронка, извещавшая, что муж Анны Алексей погиб, защищая подступы к столице.
Прошло некоторое время, и Анне Ивановне пришлось пережить еще одну трагедию - смерть единственной дочери Наташи.
А дальше - работала на телефонной станции. Вышла на пенсию. В последние годы жила в небольшой деревушке Верхнее Ламоново Алексинского района. Вела неспешную сельскую жизнь. Питалась овощами, выращенными на собственном огороде.
Дожила Богоявленская до преклонного возраста и ушла в мир иной в 2000 году тихо и незаметно.