EN CN
Войти

Как туляки маршала Тито спасли

Операция «Ход конём»

В 1944 году боевые действия югославских партизан приняли для немецких оккупантов огромный, поистине катастрофический характер. Чтобы существенно ослабить силы сопротивления, фашисты подготовили спецоперацию, главной целью которой было уничтожение верховного командования партизанскими соединениями во главе с Иосипом Броз Тито.

Гитлер лично утвердил план операции под кодовым названием «Ход конём», предусматривающий окружение и уничтожение югославского партизанского центрального штаба возле городка Дрвар, и возложил эту задачу на командующего немецкими войсками на Юго-Востоке Максимилиана фон Вейхса. В это же время в район дислокации штаба партизан прибыл самый известный немецкий диверсант Отто Скорцени, прославившийся эффектной операцией по освобождению главы итальянских фашистов Бенито Муссолини. По утверждению Скорцени, Гитлер лично поручил ему начать охоту на Тито и также консультировать специальные отряды во время операции.

В этот же день в ходе операции «Ход конем» немцы десантировали, частично на парашютах, частично с планеров, 500-й парашютно-десантный батальон СС, усиленный диверсантами из других подразделений.

О ходе и результатах спецоперации «Ход конём» педантично изложено в «Дневнике военных действий» верховного командования вермахта:

«Операция началась на рассвете 25 мая 1944 года при мощной поддержке авиации. Населённый пункт Дрвар был захвачен приземлившимся там воздушно-десантным батальоном. На прилегающих высотах противник оказал упорное сопротивление, чтобы выиграть, по-видимому, время для перемещения своих штабов и демонтажа оборудования. Особая боевая группа СС скрытно проникла в район между Дрваром и Яйце, откуда Тито удалось ускользнуть… Противник отступил в южном направлении, по-видимому, и штаб Тито был перемещен в этот район».

В результате ожесточённых боёв и ценой высоких потерь немецкие войска захватили в горах Центральную штаб-квартиру партизан и её систему военной связи, нанесли значительный урон 1-й и 6-й пролетарским дивизиям, а также на какое-то время расстроили слаженную систему руководства Народно-освободительной армией, тем самым вынудив партизан временно прекратить активность в данном районе. Однако основная цель операции — уничтожение Верховного штаба и самого Иосипа Броз Тито — не была достигнута.

Позднее провал операции объяснялся специалистами западных спецслужб отсутствием у немцев точных разведывательных сведений о местонахождении Тито и членов его Верховного штаба.

Также, по утверждению югославских историков, спасению руководства Народно-освободительного движения во многом помогла массовая поддержка и помощь местных жителей, не выдавших немецким десантникам тайну о расположении штаба Тито.

Тито вспоминал: «Все жители Дрвара знали, где я нахожусь. А у каждого парашютиста была моя фотография. Они подходили то к одному, то к другому жителю города, показывали фотографию, спрашивали: «Тито, Тито, где Тито?» Но никто ничего не сказал им. Даже дети… Смотришь на все это и ощущаешь себя беспомощным. Я взял винтовку и хотел стрелять, но мне не дали».

Всё это, конечно, правда, но только частичная. Та правда, что должна была прикрыть истинную причину провала операции «Ход конем».

Тайна спасения Тито и его ближайшего окружения долго сохранялась в самых секретных папках советской разведки. И только в конце прошлого века были обнародованы некоторые сведения, согласно которым югославское руководство было в самый критический момент эвакуировано из плотного немецкого окружения на самолёте, благодаря мастерству и храбрости советских летчиков, а также грамотным и решительным действиям советской Военной миссии при Верховном штабе партизанского движения.

Немецкое Главнокомандование Юго-Востока осталось «в целом удовлетворено» результатами операции «Ход конём», Верховный штаб Тито на некоторое время удалось вывести из строя. Однако в реальности немцами был упущен последний шанс расправиться с Тито и его партизанским штабом и, тем самым, коренным образом изменить развитие ситуации в этом регионе в свою пользу.

Дипломат из Тулы

При Верховном штабе Народно-освободительной армии Югославии постоянно находились советская и англо-американская военные миссии, укомплектованные, в основном, кадровыми разведчиками и специалистами партизанской войны.

Советская миссия, насчитывавшая примерно тридцать человек, во время немецкой операции «Ход конем» была разделена на две части. Одна осталась с Верховным штабом, другая вместе с Тито и его ближайшими сподвижниками направилась к селу Купреш, в окрестностях которого было поле, более-менее подходившее для принятия транспортных самолетов. В этой группе были два человека, роль которых в спасении Тито трудно переоценить. Это дипломат Василий Сахаров и чекист, специалист партизанской войны Анатолий Горшков.

Одним из главных участников эвакуации Иосипа Броз Тито и его штаба был советник Военной миссии СССР в Югославии Василий Михайлович Сахаров. Он родился в семье учителей в родовом имении Толстых Никольском-Вяземском Чернского уезда Тульской губернии. Окончил Тульский педагогический техникум и Московский государственный университет. Работал сотрудником 4-го Европейского отдела Народного комиссариата иностранных дел, референтом по Югославии. В 1940 году, когда были установлены дипломатические отношения между СССР и Югославией, В.М. Сахарова назначили атташе советского полномочного представительства в Белграде. С началом войны он был направлен вторым секретарем советского посольства в Лондон. В 1944 году знания и навыки В.М. Сахарова понадобились для работы при югославском партизанском штабе. Именно Василий Михайлович был одним из главных организаторов и участников спасения маршала И.Б.Тито и его ближайшего окружения.

В 1999 году В.М. Сахаров вспоминал об этой операции:

«25 мая 1944 г. на небольшой городок Д. (Дрвар). в горах Боснии был выброшен с парашютами и на планерах мощнейший десант гитлеровских войск с задачей захватить Тито, Верховный штаб народно-освободительной армии и военные миссии: советскую и англо-американскую. Было очень опасно, но югославскому руководству и членам военных миссий удалось выбраться в горы. Гитлеровцам удалось окружить их. Положение было безвыходное, но нашей миссии удалось вызвать свой самолет из Италии. Начальник миссии генерал-лейтенант Корнеев и я организовали посадку Тито и членов Верховного штаба на самолет и сопровождали их при перелете в Италию, затем на занимаемый одной дивизией Югославской Народно-освободительной армии остров Вис близ Югославского побережья. Операция по эвакуации югославского руководства буквально из-под носа у гитлеровцев занимает почетное место в истории второй мировой войны».

Тульский чекист

Во время драматических событий по спасению маршала Тито члены англо-американской военной миссии вели свою игру. В борьбе за влияние на руководителя югославского партизанского движения они, похоже, были даже готовы сдать его на растерзание немецким диверсантам. Но за союзниками «присматривали» советские чекисты. Контакт с ними постоянно поддерживал заместитель руководителя советской военной миссии, опытный чекист и специалист партизанской войны Анатолий Петрович Горшков. Осенью 1941 года он командовал Тульским рабочим полком, с которым успешно участвовал в обороне города оружейников, а затем в контрнаступлении советских войск, погнавших гитлеровцев от Москвы назад на запад. В 1942 году Анатолий Горшков занимал должность заместителя начальника штаба партизанского движения Брянского фронта. В 1944 году он получил новое ответственное назначение - в Югославию, где сразу наладил поставки из Советского Союза оружия, боеприпасов и медикаментов авиацией дальнего действия.

В донесении советской военной миссии в Москву было сказано лаконично, что «благодаря оперативным действиям сотрудников советской военной миссии в начале июня 1944 года была решена задача большой сложности по эвакуации из района Купрешко Поле на остров Вис в Адриатическом море И. Броз Тито и членов Верховного штаба НОАЮ».

В действительности, для того, чтобы экипаж самолета Си-47 под командованием А.С. Шорникова успешно смог совершить два смертельно опасных рейса на окруженную фашистами горную площадку, пришлось прибегнуть к хитрости. Во время игры в шахматы с сотрудником англо-американской военной миссии, сыном премьер-министра Великобритании Рэндолфом Черчилем Анатолий Горшков как бы случайно проговорился о дате прилёта советского самолёта. На самом деле самолёт прилетел неожиданно для англичан на сутки раньше.

Экипаж А.С. Шорникова вылетел с аэродрома Бари. Внизу Адриатика, затем хребты Динарских гор, пики которых достигают трех километров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие ориентиров. Площадка, подготовленная партизанами, - очень мала, она в теснинах. Где-то вблизи - противник. Зайти на посадку можно только с первого раза. Шорников и Калинкин сажают машину у последнего костра. Еще немного и крутой обрыв. На борт самолета поднялись 20 человек: маршал Тито, его первый заместитель Кардель, начальник Генштаба НОАЮ Йованович, югославские генералы, начальник советской военной миссии генерал Корнеев, начальник англо-американской военной миссии Стрит. Обратный полет. Уже через несколько часов все в безопасности.

Но для А.С. Шорникова и его летчиков работа не закончена. В эту же ночь экипаж в ещё более сложных условиях во второй раз слетал на Купрешко Поле и вывез еще 20 офицеров Генштаба НОАЮ. Через несколько часов на плато вползли немецкие танки.

Высокими государственными наградами СССР и Югославии были награждены все участники спасения Тито и его штаба. Летчикам присвоили звания героев обеих стран, остальные получили ордена и медали.

Мало кто знает, что помимо ордена советский чекист Анатолий Горшков после войны получил от Иосипа Броз Тито еще одну награду. Маршал объявил Анатолия Петровича своим личным другом и тот получил право ежегодно отдыхать бесплатно на одной из резиденций маршала.

А 7 сентября 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о присвоении посмертно Анатолию Петровичу Горшкову звания Героя России.

Поделиться с друзьями: