EN CN
Войти

Болотовский мир художников

Известно утверждение: «На детях гениев природа отдыхает». Но знакомство с историей рода учёного, писателя, агронома и создателя уникальных парковых ансамблей Андрея Тимофеевича Болотова это выражение опровергает. Несколько поколений Болотовых оставили о себе яркий след и благодарную память потомков.

Кстати, довольно часто фамилия этой ветви рода произносится неправильно, с ударением на первый слог, а надо с ударением на второй слог – БолОтов.

Как Андрей Болотов короля Фридриха победил

А.Т. Болотов преуспел во многих сферах деятельности. Значительную часть своей жизни (с 1776 по 1797 годы) Андрей Тимофеевич посвятил Богородицку. Здесь, в имении графов Бобринских, по его проекту и при его активном участии был разбит первый в России пейзажный парк, составляющий вместе с дворцом Бобринских (архитектор И.Е. Старов) великолепный и неповторимый Богородицкий дворцово-парковый ансамбль.

А.Т. Болотов - первый русский учёный-помолог, создавший ряд новых сортов плодовых культур и написавший для потомков большой труд в семь томов под заглавием, «Изображения и описания разных пород яблоков и груш…».

Сады А.Т. Болотова, разведенные им на нескольких десятинах в своей усадьбе Дворяниново (тогда – Алексинский уезд Тульской губернии, ныне – Заокский район Тульской области – К.Ш..), стали не только украшением округи, но и приносили владельцу ощутимый доход.

Во многом благодаря А.Т. Болотову, в России началось массовое распространение картофеля и помидоров как сельскохозяйственных культур.

Он оставил после себя «Книжку метеорологических замечаний» за 52 года наблюдений в средней полосе России – титанический труд, на который много позже стали способны только научные метеостанции в составе нескольких сотрудников.

Кроме того, А.Т. Болотов был великолепным художником. И эта способность ему очень пригодилось, когда Андрей Тимофеевич служил переводчиком при канцелярии русского генерал-губернатора Пруссии.

Сразу после победоносного окончания Семилетней войны и капитуляции прусского короля Фридриха было решено ввести на территории бывшего королевства новые деньги.  А.Т. Болотову поручили изготовить эскизы прусско-русских монет с изображением императрицы Елизаветы и надписью по-латински ELISAB. I D.G. IMP. TOT. RUSS (Elisabetha I dei gratia Imperatrix totum Russorum — Елизавета Божьей милостью императрица Всея Руси). Андрей Тимофеевич не только отлично справился с заданием, но и сделал рисунки настолько искусно, что когда король Фридрих попытался с помощью поддельных денег с низким количеством серебра вызвать волнения среди населения, то потерпел полный крах. Фальшивки были сделаны более грубо и легко распознавались.

В конце 2016 года музей «Королевские ворота» выступил с инициативой увековечить имя Андрея Болотова в Калининграде. В честь грядущего 260-летия памятной даты планируется разбить у музея сквер, назвав его именем Болотова. Деревья для сквера привезут из Дворяниново Тульской области, где находилось имение писателя и учёного.

Как Павел Болотов помог советскому музею

Единственный наследник Андрея Тимофеевича - сын Павел Андреевич оказался достойным продолжателем его дела. Еще в период совместной жизни с родителями он помогал отцу набело переписывать статьи по сельскому хозяйству, делал иллюстрации к отцовским книгам, в том числе и к книге «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков».

П.А. Болотов как художник достиг высокого мастерства и даже учил искусству рисунка будущего выдающегося русского поэта Василия Жуковского. Повзрослев, Василий Андреевич вспоминал, что «самое памятное и любезное для меня есть лицо Болотова… Он был мне самый привлекательный человек и сильно на меня действовал своею многосторонностью».

Помог Павел Андреевич Болотов и советским музейщикам, когда они воссоздавали болотовскую усадьбу в Дворяниново. По его картине, на которой был изображен отец во время работы, восстановили интерьер кабинета.

Как Даниил Болотов стал художником Оптиной пустыни

Дмитрий Михайлович Болотов был третьим – самым искусным и известным художником из рода Болотовых. Он – внук Павла и правнук Андрея Тимофеевича Болотовых.

В 1854 году поступил в Академию Художеств вольноприходящим учеником, учился в мастерской профессора исторической живописи Алексея Тарасовича Маркова.

Его сокурсниками были Константин Егорович Маковский, Василий Васильевич Верещагин, Иван Иванович Шишкин, Кирилл Викентьевич Лемох, Алексей Иванович Корзухин.

Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 году. Был награждён двумя большими и двумя малыми серебряными медалями, в том числе в 1862 году большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (Тульский музей изобразительных искусств).

В 1876 году написал портрет знаменитого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его.

Д.М. Болотов жил в Санкт-Петербурге, давал уроки живописи, в том числе великим князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. В числе его произведений этого периода – автопортрет 1866 г. (Русский музей), несколько детских портретов 1861–1862 гг. (Тульский музей изобразительных искусств), портреты купца Василия Петровича Аваева (1878 г., Тверская областная картинная галерея), М.Н. Поливанова (1881 г., Ульяновский областной художественный музей), А.М. Решетова (1882 г., Тверская областная картинная галерея) и др.

Работы Д.М. Болотова хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери.

Ещё во время учёбы в академии Д.М. Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. В его дневниковых записях 1850–1870 годов отразились глубокие религиозные размышления. Д.М. Болотов читал творения св. отцов, делал выписки из них.

В 1870 г. начал писать иконы в живописном стиле. Посетил схимника Амфилохия Реконского, и тот предсказал ему, что он будет монахом.

Познакомился с Амвросием (Гренковым), духовной дочерью которого была сестра Д.М. Болотова схиигуменья София (Астафьева), первая настоятельница Шамординской Казанской общины (впоследствии монастыря).

В 1886 году по благословению преподобного Амвросия Д.М. Болотов поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.

2 апреля 1887 году причислен к братству Иоанна Предтечи скита при Оптиной пустыни.

4 декабря 1899 году пострижен в монашество, 19 января 1900 г. посвящён во диакона и во иерея Калужским епископом Макарием (Троицким).

В монастыре исполнял живописное послушание, часто вёл беседы с паломниками, его неоднократно отпускали в мир с целью проповеди.

Даниил написал с натуры и по фотографиям целый ряд портретов (в том числе посмертных) оптинских монахов и шамординских монахинь.

Известны портреты Амвросия Оптинского, точно отражающие внешний облик старца, выполненные с профессиональным мастерством, некоторые – по заказам почитателей старца.

Литература

1. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833). М., 1984.

2. Ганичев В.И. Тульский энциклопедист. Приокск.кн.из-во, 1986.

Поделиться с друзьями: