info@visittula.com 8 (800) 301-71-71
Свяжитесь с нами
туристический портал тульской области
Ru / Eng

Экскурсия по выставке "15 мировых шедевров" на Казанской набережной

г. Тула, Казанская набережная

Cтоимость билета:бесплатно

Поделиться с друзьями:
  • Описание

    Экскурсия "Выставка 15 мировых шедевров из коллекции ТМИИ" запланирована в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ). Она включает в себя репродукции картин, напечатанные на баннерной ткани и обрамлённые в деревянную раму 15 произведений изобразительного искусства. Подлинники этих картин находятся в постоянной экспозиции и являются гордостью коллекции музея. Эти картины, своего рода, визитной карточкой фонда произведений живописи музея. Изображения этих картин есть в художественных альбомах, изданных ТМИИ и о музее.

    Каждое из этих картин является уникальным произведением искусства и представляет ценность для мировой культуры.

    Выставка располагается на деревянном заборе на Казанской набережной.

    1.Серов В. А. (1865 – 1911). Феб лучезарный. 1887 г. Холст, масло.

    Автором полотна «Феб лучезарный» является Валентин Александрович Серов – выдающийся русский художник конца XIX – начала XX веков. В 1885 году Валентин Серов заканчивает обучение в Петербургской академии художеств, а уже в конце зимы 1887 года получает заказ от статского советника, тульского помещика Николая Дмитриевича Селезнева написать украшение для потолка в библиотеке его дома в селе Архангельское Ефремовского уезда Тульской губернии. Этот заказ позволил молодому художнику оплатить поездку в Италию и там продолжить свое художественное совершенствование.

    Впервые в своем творчестве Валентин Серов обращается к монументальной живописи и берет тему из мифологии, пытаясь средствами изобразительного искусства передать поэзию античного мира. Бог солнца или Феб лучезарный, в золоченой колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, мчится по небу, посылая на землю солнечные лучи. Бога солнца сопровождают богини Утренней и Вечерней зари.

    Впоследствии картина была повреждена во время пожара в усадьбе в 1905 году. Только в 1948 году в Государственных реставрационных мастерских под руководством художника Игоря Грабаря произведение проходит полноценную реставрацию в течение почти 10 лет.

    Сегодня картина, как и в далеком прошлом, приковывает взгляды посетителей, завораживая своей поистине лучезарной красотою.

    2.Орацио Саммаккини (1532 – 1577). Благовещение. 1560-е гг. Холст, масло.

    Картина «Благовещение» выполнена в середине XVI века итальянским художником болонской школы Орацио Саммаккини. Произведение написано на известный сюжет: Дева Мария получает от Архангела Гавриила весть о том, что она станет матерью Христа.

    Композиция полотна пронизана энергичным движением изображенных фигур – как Архангела Гавриила, так и Девы Марии. Яркий колорит, противопоставление холодных и теплых тонов, сложные позы героев – все это черты маньеризма (переходного направления от Возрождения к последующему стилю барокко).

    «Благовещение» Орацио Саммаккини является единственным образцом творчества этого мастера в музеях России.

    Картина поступила в музей в 1970 году из Музея истории архитектуры им. Щусева (Москва).

    3. Шишкин И. И. (1832 – 1898). Лес в Мордвинове. 1891 г. Холст, масло.

    Огромная роль в развитии русского национального пейзажа принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Художника всегда восхищало многообразие и красота природы. Бескрайние поля, величественные леса с исполинскими елями и соснами – излюбленные мотивы художника. В картине «Лес в Мордвинове» Шишкин создает гармоничный образ дремучего русского леса. Полотно написано художником с натуры весной 1891 года в Мордвиновском парке в Ораниенбауме, под Петербургом. Как прекрасный рисовальщик Шишкин не упускал ни малейшей детали при передаче натуры. Вот и здесь хорошо заметно, как он работал маленькой кистью при изображении хвои, веточек, мшистой поверхности коры деревьев. В музей картина поступила в 1919 году.

    4. Поленов В. Д. (1844 – 1927). В Назарете. 1882 г. Холст, картон, масло.

    Имя знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова неразрывно связано с Тульским краем, имением на Оке.

    Музей хранит 23 произведения Поленова, многие из которых – натурные этюды и законченные пейзажи, выполненные в разные годы творчества как в России, так и за рубежом.

    Василий Дмитриевич в связи с замыслом написания картин «Христос и грешница» и «Жизнь Христа» в 1882 году как истинный реалист осуществляет поездку в страны Древнего Востока – Сирию, Египет, Палестину. За время поездки художник создал более 150 рисунков и этюдов к будущей картине.

    «В Назарете» 1882 года – одна из этих картин. Написана с натуры, в которой он стремился передать узнаваемое место рождения Христа согласно преданию. Все здесь убедительно – изображенный храм, серебристые оливы, типичные восточные женщины с кувшинами на головах, что соответствует конкретному месту бытия.

    В музейное собрание картина поступила в 1962 г. из частной коллекции Н. В. Большакова (Москва).

    5. Айвазовский И. К. (1817 – 1900). Сигнал бури. 1851 г. Холст, масло.

    Творчество Ивана Константиновича Айвазовского – художника-романтика – безраздельно связано с морем. За долгую жизнь великий маринист написал более шести тысяч картин, передавая красоту моря во всех его состояниях.

    В Тульском музее изобразительных искусств хранится 5 картин. Одна из них – «Сигнал бури» – написана в 1851 году в Феодосии, в родном городе художника. Здесь он воплотил свою любимую тему – силу и мощь морской стихии. Используя напряженную холодную гамму, автор показывает противоборство неба и волн вблизи заснеженного берега. Он всегда начинал писать картину именно с неба и взял себе за правило: закончить небо в один сеанс, даже если полотно было большого формата. Здесь оно – свинцовое, сливается с морем так, что линию горизонта уже и не различить. Кстати, зимний морской пейзаж – редкость в творчестве Айвазовского.

    На одном из трех парусников выброшен красный флаг – знак приближающейся бури. Дабы показать хрупкость кораблей, живописец использует прием контраста, изобразив мощный причал и крепость, которым не страшны огромные волны и рядом с которыми ажурные корабли с их мачтами и реями кажутся еще более хрупкими. Возникает ощущение, что следующий вал может просто сорвать суда с их якорных цепей и унести в неизвестном направлении.

    В музей полотно поступило в 1919 году из имения князей Гагариных (ныне город Плавск).

    6. Кустодиев Б. М. (1878 – 1927). Красавица. 1918 г. Холст, масло.

    Картина «Красавица» написана выдающимся русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым в 1915 году. Он создал образ обнаженной купчихи во время отдыха на пышных подушках и одеялах – типичном интерьере того времени. Для картины художнику позировала 21-летняя актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко.

    С тех пор этот образ связывают с национальным представлением о женской красоте. Кустодиев написал пять вариантов этой картины, в том числе по просьбе Максима Горького и Федора Шаляпина.

    В Тульском музее изобразительных искусств находится вариант, созданный в 1918 году, который был приобретен музеем из частной коллекции известного певца Большого театра Г. П. Маликова. Последние годы он проживал в с. Ержино Чернского района.

    7. Жуковский С. Ю. (1873 – 1944). Брошенная терраса. 1911 г. Холст, масло.

    В экспозиции русского искусства находится картина Станислава Юлиановича Жуковского, написанная в 1911 году. Современники его называли певцом русских дворянских усадеб. Она написана с натуры в характерной для него живописной манере.

    В картине ощущается мягкий, прохладный осенний воздух. Сложную живописную палитру художник создает энергичными мазками.

    По своей красоте, по высокому профессиональному уровню исполнения картина «Брошенная терраса» достойна собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Но по просьбе Тульского музея изобразительных искусств этот шедевр был приобретен в частной коллекции Министерством культуры РСФСР в 1966 году и передан на постоянное хранение.

    8. Леандро Бассано (да Понте) (1557 – 1622). Май. Серия «Двенадцать месяцев». XVII в. Холст, масло.

    В музее хранится уникальный живописный цикл «Двенадцать месяцев» конца XVI – начала XVII веков, картины которого представляют собой аллегорические изображения месяцев года, трактованные как сцены сельской жизни. Автор цикла – Леандро Бассано, один из представителей знаменитого семейства венецианских художников, которые впервые в европейском искусстве обратились к изображению сцен обыденной жизни. С большой наблюдательностью художник изображает жизнь и труд простых людей, сопровождая рассказ множеством подробностей и занимательных деталей. В картине «Май» изображена женщина, которая доит козу, другая сбивает масло, а мужчина раскладывает головки молодого сыра по полкам.

    В небе на каждой картине цикла изображены знаки зодиака, символизирующие месяц года и связанные с ним определенные занятия.

    Цикл хранился во дворце графов Бобринских в с. Бобрики Епифанского уезда Тульской губернии и является единственным, сохранившимся в полном составе.

    В музейном собрании находится с 1919 года.

    9. Антропов А. П. (1716 – 1795). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1750-е. Холст, масло.

    Выдающимся художником русской портретной живописи середины XVIII века был Алексей Петрович Антропов. Портрет Елизаветы Петровны, дочери Петра I, обрамляет фигурная резная золоченая рама, что подчеркивает величественность образа.

    Серебристое платье Елизаветы оттеняется яркой синей орденской лентой, блеском бриллиантовых украшений. Нежно-розовый цвет лица, живые голубые глаза создают впечатление жизнерадостности, присущей ее характеру.

    Картина поступила в 1968 г. из частного собрания Могилевского С.Н. (Москва).

    10. Кандинский В. В. (1866 – 1944). Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. 1919 г. Холст, масло.

    Василий Васильевич Кандинский – один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства, идеи которого зародились у него во время работы в Мюнхене.

    Картина «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» была им написана в Москве в 1919 году. Композиция из различных по форме цветовых пятен и линий, как бы летящих, пересекающихся в пространстве и излучающих тонкие, разнообразные оттенки самых разных тонов, образует захватывающую дух стихию движения и поражает своей удивительной красотой. «Живопись, – писал Кандинский, – это язык, который формами, лишь ему свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

    Произведение принадлежало Московскому музею живописной культуры, директором которого и являлся В. В. Кандинский.

    В Тульский музей изобразительных искусств картина поступила в 1926 году.

    11. Кончаловский П. П. (1876 – 1956). Кассис. 1913 г. Холст, масло.

    Полотно «Кассис» из собрания Тульского музея изобразительных искусств выполнено известным русским художником Петром Петровичем Кончаловским. Картина относится к серии городских пейзажей и написана в 1913 году в портовом городке Кассис на юге Франции.

    В 1910-е годы в России Петр Кончаловский становится одним из участников объединения «Бубновый валет», обладавшего невероятной силой притяжения для молодых живописцев своей художественно-философской системой. К этому времени относится серьезное увлечение Кончаловского искусством Сезанна. Он стремится к смелому упрощению формы, строит пространство с помощью цвета.

    Художник передает настроение маленького южного городка, жаркий воздух, яркие краски. Выразительность пейзажа строится на контрастах округлых форм сочно-зеленых деревьев с четкой геометрией домов, красно-оранжевыми плоскостями крыш. Стилистика пейзажа – крупный план, интенсивные цвета – все отвечает эстетике объединения «Бубновый валет».

    Картина поступила в музейное собрание в 1926 году.

    12. Лука Джордано (1632 – 1705). Тарквиний и Лукреция. XVII век. Холст, масло.

    В экспозиции Тульского музея изобразительных искусств находится уникальное, большое по формату полотно «Тарквиний и Лукреция» известного неаполитанского художника XVII века Луки Джордано. Картина написана на сюжет драматической древнеримской истории о Лукреции, добродетельной и преданной супруге, которую обесчестил сын римского царя Тарквиния Гордого.

    С большим мастерством художник пишет фигуры героев – в сложных ракурсах и порывистых движениях. Виртуозно владея кистью, Лука Джордано передает блеск дорогих тканей, белизну кружев, пышную барочную обстановку.

    Картина поступила в музей в 1919 году из имения Р. Р. Писарева, с. Орловка Епифанского уезда Тульской губернии.

    13. Малевич К. С. (1879 – 1935). Супрематическая композиция. 1915 г. Холст, масло.

    Казимир Северинович Малевич – создатель супрематизма, одного из центральных явлений русского авангарда.

    Художник отмечает, что живопись не принадлежит земле исключительно, отсюда свободный полет форм. «Супрематическая композиция» 1915 года из собрания тульского музея написана с использованием простых геометрических форм – кругов, прямоугольников, линий, которые, по мысли живописца, воплощают идеи беспредметного искусства.

    В музей картина поступила в 1926 году.

    14. Тропинин В. А. (1776 – 1857). Портрет В. И. Бибикова. 1838 г. Холст, масло.

    Портрет Василия Ивановича Бибикова – одного из богатейших и прекрасно образованных людей Тульской губернии, был написан в 1838 году русским портретистом первой половины XIX века Василием Андреевичем Тропининым. В усадьбе Бибикова в Епифанском уезде была собрана редчайшая библиотека. К нему часто приезжали художники, поэты, писатели, и все находили радушный прием сердечного и доброго хозяина. Тропинин не раз бывал в имении Бибикова, где и был создан его портрет. Оттуда же в 1919 году произведение поступило в собрание музея.

    15. Доменико Фетти (1589 – 1623). Адам и Ева. 1622 г. Холст, масло.

    Картина «Адам и Ева» принадлежит кисти итальянского художника Доменико Фетти. В своем творчестве трактует традиционные библейские темы как обыденные жанровые сцены. Так, Ева, прародительница рода человеческого, сидя под деревом, словно простая крестьянка, прядет пряжу в окружении сыновей Каина и Авеля. Вдали пахарь Адам возделывает землю, в трудах добывая хлеб насущный. Герои одеты в одежды обычных итальянских крестьян, современников художника.

    Фетти написал несколько версий этой композиции, хранящихся в европейских коллекциях. Но тульская картина уникальна тем, что, согласно проведенному исследованию, это первый вариант полотна.

    В 1776 году в Париже произведение было приобретено графом Александром Сергеевичем Строгановым (1733 – 1811), крупнейшим государственным деятелем, просветителем, коллекционером.

    В тульский музей произведение поступило в 1920 году.

  • Контакты
    г. Тула, Казанская набережная
    8 (4872) 35-40-53
Место проведения

Интересные события

Возможно вы захотите посетить эти мероприятия позже

Ко всем событиям
Забронировать жилье
Есть вопрос?