EN
Войти

С.И. Мосин - гордость Тульского края

В сквере, расположенном рядом с Тульским оружейным заводом, на соединении улиц Металлистов и Советской находится памятник выдающемуся конструктору оружия, создателю русской трехлинейной винтовки образца 1891 года  Сергею Ивановичу Мосину.

После окончания Михайловской артиллерийской академии штабс-капитан Мосин поступил на знаменитый, основанный самим царем Петром 1 Тульский оружейный завод. Свою службу одаренный офицер начал стремительно и мощно и к концу 80-х годов уверенно выдвинулся в число признанных авторитетов оружейного дела в России.

Как полагают исследователи жизни и деятельности Мосина, в 1882 году он приступил к созданию главного своего изобретения – магазинной винтовки. Этому решению предшествовала весьма романтическая история.

Еще в первые дни приезда в Тулу Сергей Иванович навестил своего отца, который работал управляющим Судаковского имения. Владельцем имения был Николай Владимирович Арсеньев (1846-1907), женатый на Варваре Николаевне, двоюродной сестре писателя И.С. Тургенева. 

Увидев хозяйку, Сергей Иванович влюбился с первого взгляда. Чувство оказалось взаимным. Начались тайные встречи, о которых не замедлили донести мужу. Николай Арсеньев устроил скандал жене, ударил ее. Мосин, узнав о том, что подняли руку на его возлюбленную, в зале Дворянского собрания публично дал Николаю Арсеньеву пощечину, но тот вместо вызова на дуэль предпочел настрочить жалобу начальству обидчика. Командир оружейного завода вынужден был реагировать, однако наказание определил довольно мягкое – несколько дней домашнего ареста.

Ситуация требовала разрешения. Арсеньев соглашался дать развод жене, если в качестве отступного ему выплатят пятьдесят тысяч рублей – огромные по тем временам деньги.

Вот тогда-то Мосин и решил взяться за создание нового вида оружия – магазинной винтовки, хотя и в России, и в западной Европе такое оружие считалось  абсурдным и ненужным, прежде всего из-за огромного «напрасного» расхода патронов. В случае удачи конструктору полагалась премия, которую он намеревался потратить в качестве «выкупа» возлюбленной.

Мосин с головой уходит в работу и уже осенью 1883 года «магазинки» его конструкции были впервые опробованы комиссией и признаны лучшими в сравнении с ружьями систем Квашневского, Игнатовича, Вельтищева, Лутковского. Это был первый и, пожалуй, самый дорогой для начинающего конструктора успех, он окончательно определил его призвание.

Еще через два года С.И.Мосин привез из Тулы в Петербург опытные магазинные винтовки, которые вновь оказались лучшими. На этот раз из 119 представленных образцов ружей разных систем.

Тульский оружейный завод получил заказ на изготовление тысячи таких винтовок для последующего широкого испытания их в войсках. Так впервые в истории России русский оружейный завод приступил к изготовлению ружей  отечественной конструкции.

На этом этапе Мосину пришлось выдержать тяжелое испытание. Одна парижская оружейная фирма только за созданный к винтовке реечно-прикладной магазин предложила 600 тысяч франков. Казалось бы, вот решение всех семейных проблем и обретение счастья! Но не мог русский конструктор ставить личные интересы выше интересов Отечества. Он даже не ответил на предложение.

А испытания продолжались. Высшие военные круги России никак не хотели модернизировать стрелковое вооружение армии, и лишь только тогда, когда все ведущие европейские державы начали обеспечивать свои войска магазинным оружием, вынуждены были принимать ответные меры. 

В 1889 году из множества конструкций магазинных ружей комиссия выбрала две винтовки для всестороннего их испытания. Это были ружья систем капитана Мосина и бельгийского оружейного фабриканта Леона Нагана. Винтовку Мосина признали лучшей. Но еще полтора года продолжалась проволочка и борьба с бельгийцем, имевшем поддержку в российском военном руководстве, и не желавшем упускать баснословные барыши.

Только 16 апреля 1891 года было окончательно решено принять на вооружение русской армии винтовку Мосина под именем «трехлинейной образца 1891 года». Слишком очевидными и неоспоримыми оказались ее конструктивные качества и характеристики.

Успех разделили верные друзья и помощники С.И.Мосина – чертежники, братья Иван и Алексей Пастуховы и Васильевы, чудодеи слесарного дела Санаев, Земцов и Сенопальников.

Три российских оружейных завода – Тульский, Ижевский, Сестрорецкий и французский завод в Шательро в течение пяти лет изготовили свыше двух миллионов новых винтовок, что дало возможность успешно завершить первый этап перевооружения русской армии.

А С.И.Мосин в 1891 году смог наконец жениться на Варваре Николаевне Арсеньевой. В 1894 году его назначили командиром Сестрорецкого оружейного завода и он уехал вместе с женой и тремя пасынками – Николаем, Владимиром и Александром.

Генерал-майор С.И.Мосин скончался в Сестрорецке в 1902 году от пневмонии.

Винтовки и карабины системы Мосина нескольких модификаций производилась в России и СССР до 1947 года и находились на вооружении до середины 1970-х годов. После Второй мировой войны винтовки и карабины Мосина производились по лицензии в Польше, Венгрии, Румынии.

В 1949 году отмечалось 100-летие со дня рождения Мосина. Совет Министров СССР принял постановление об увековечении его памяти. Согласно этому в Туле в 1958 году был установлен недалеко от оружейного завода бюст знаменитого конструктора трехлинейки, принадлежащий резцу   скульптора, автора всемирно известного монумента «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Это единственная работа Мухиной в Тульском крае. 

Именем Мосина в Туле названа улица, машиностроительный техникум и учреждена ежегодная премия, присуждаемая на выдающиеся конструкторские достижения. 

Поделиться с друзьями: